Международная академия духовного развития и здоровья

Цвета богослужебных облачений и храмов

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может.

Как правило, полное облачение священник и архиерей надевают только при совершении литургии. На других богослужениях священник надевает только епитрахиль, поручи и фелонь (иногда также камилавку или митру). Архиерей аналогично надевает только епитрахиль, поручи, саккос, митру и малый омофор. На требах и молебнах священник обычно надевает только епитрахиль и поручи, архиерей аналогично надевает епитрахиль, поручи, мантию и омофор.

В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений цветовую гамму (а одновременно и облачений святого престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) составляет белый цвет и все семь основных цветов спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. А теперь рассмотрим каждый из цветов по отдельности.

 

Белый цвет

 

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. Он имеет очень важное духовное значение. Он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. В белых облачениях служат в великие праздники, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света.

Какие это события Священной истории?

– Благовещение (возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа);

– Рождество Христово (один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии); 

– Сре́тение Госпо́дне (принесение во Храм младенца Христа его родителями);

– Крещение (Богоявление) (когда при Крещении Спасителя в водах Иордана разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и видимо на Христа Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя); 

– Преображение (Когда ученики Христовы не могли даже смотреть на Христа – так сиял исходящий от него Божественный свет); 

– Вознесение Господне на небо. 

Не случайно и на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения, Богослужение начинается в облачении белого цвета. Это означает Божественный свет, который воссиял из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения священник несколько раз меняет цвет облачения. Это связано с тем, что Пасха – это праздник праздников, это великое торжество. И игра цветов подчёркивает это. Начинается же Пасхальное богослужение в облачении белого цвета.

Священнослужители также одевают белые облачения:

– в дни памяти бесплотных небесных сил;

– при проведении таинств крещения и венчания;

– на литургии новопоставленный в священный сан.

В белые одеяния облачается священник и при отпевании усопших и заупокойных богослужениях. Это связано с тем, о чём мы просим Господа в молитвах о наших усопших родственниках. Мы просим Господа упокоить их со святыми, с праведниками, даровать им Царствие Небесное, где по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света. Белый – Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.

 

Красный цвет

 

Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. С него начинаются цвета радуги. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. Но это также – цвет крови, которую пролил ради нас Христос, которую пролили за Христа тысячи мучеников, пострадавших за веру православную.

Именно поэтому облачения красного цвета связаны:

Во-первых, с нашим великим праздником Пасхи. Я уже говорил, что во время пасхального богослужения происходит смена облачений. Заканчивается она красным цветом. И потом уже в течение 40 дней после пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях. Нередко красные одежды используются до Троицы.

И, во-вторых, в красных или багряных облачениях проходят службы в дни памяти святых мучеников, в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.

 

Желтый (золотой) и оранжевый

 

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Желтый цвет – это цвет золота. Поэтому именно желтый цвет называют Царским.

Кого часто в песнопениях Церковь именует Царём? Христа Спасителя, Который утвердил здесь на земле Церковь Христову и поставил в ней Своих служителей – апостолов и их последователей.

Не случайно и один из волхвов принёс в дар Христу золото: он принёс Ему золото как Царю. Вспомним и о том, что врата, чрез которые во время Божественной Литургии невидимо проходит Христос, также называются царскими. 

Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни, когда прославляется Христос, его победа над силами ада.

Кроме того, облачения золотого (желтого) цвета полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей, равноапостольных, а также благоверных царей и князей  – то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя, Царя Славы и Предвечного Архиерея. Они знаменовали собою Его присутствие, просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства и имели полноту благодати высшей степени священства.

Оранжевый цвет – это следующий цвет радуги. Этот цвет очень тонкий – он может казаться и жёлтым, и красным. Поэтому отдельно он не используется в церковных облачениях, а только в сочетании с тем или иным цветом – желтым, например, или красным.

 

Зелёный цвет

 

Зелёный цвет – это цвет жизни, цвет обновления, оживотворения. Зелёный цвет представляет собой сочетание двух цветов – жёлтого и голубого.

Жёлтый, как я уже говорил, символизирует Христа Спасителя. 

Голубой же цвет – это символ Духа Святого.

Эти значения зелёного цвета и определяют его использование в церковном богослужении.

На вход Господень в Иерусалим, Неделя ваий, Вербное воскресенье используются одежды зеленого цвета. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи, как признание миссии Иисуса Христа, а с другой – прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Облачения зелёного цвета также используются в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых – то есть святых, ведущих подвижнический, монашеский образ жизни, уделивших особое внимание подвигам духовным. Среди них – и преподобный Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и преподобная Мария Египетская, проведшая много лет в пустыне, и преподобный Серафим Саровский, и многие-многие другие. 

Связано это с тем, что подвижническая жизнь, которую вели эти святые, изменила их человеческую природу – она стала иной, она обновилась – её освятила Божественная благодать. В своей жизни они соединились со Христом, которого символизирует жёлтый цвет и со Святым Духом, которого символизирует второй цвет – голубой, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Всё имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Это единение с Богом и есть символ Вечной жизни, к которой призван каждый из нас. Зелёный цвет имеет также мантия патриарха.

В одеяния зеленого цвета облачаются священнослужители и в День Святой Троицы (День Святого Духа). В этот день мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь Христову, на всех верующих во Христа. Именно это было обещано Господом апостолам и произошло на 50-ый день после Воскресения Христова.

Святой Дух всё освящает, всё обновляется под Его влиянием, и прекрасным примером этому является первое чудо, произошедшее после схождения Святого Духа: апостолы заговорили на различных языках.

Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ вечной жизни, весны, обновления, оживотворения.

 

Голубой, или синий

 

Эти оба цвета имеют одинаковое значение и используются либо самостоятельно, либо в сочетании. Голубой цвет – это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет – это символ Духа Святого. Он соответствует учению о Божией Матери, вместившей в своём чреве Христа-Небожителя. Это символ чистоты, избранный сосуд благодати Духа Святого, который дважды осенен Его наитием – и в Благовещении, и в Пятидесятнице.

Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери.

Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё, и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет. Мы видим священнослужителей в голубых (синих) облачениях в Богородичные праздники:

– Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Её осенит Божественная благодать, и Она станет Матерью Бога);

– Ризоположение;

– Рождества Божией Матери;

– Покрова Пресвятой Богородицы; 

– В день Её Введения во храм; 

– В день Её Успения; 

– В дни прославления икон Божией Матери.

Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии. Может иметь оттенки вплоть до синего. Голубой цвет имеют мантии митрополитов. 

 

Фиолетовый цвет

 

Фиолетовый цвет – последний цвет в ряду цветов радуги.

Фиолетовый цвет находится между красным и синим цветом. Именно эти два цвета – красный и синий – при смешении образуют фиолетовый цвет. Поэтому значение фиолетового цвета определяется значениями красного и синего цвета. Красный – символ Любви Бога и человека, синий – символ Святого Духа. Не случайно, поэтому, фиолетовый цвет отличается особой духовностью.

Вот почему фиолетовые облачения одеваются в дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти, это праздники:

– Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста;

– Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;

– День Воздвижения Креста Господня;

– Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой.

 Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа. Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он – одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же день стал днём покоя. После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от дел земных.

И ещё один важный момент – фиолетовый цвет соединяет в себе начало и конец цветов радуги (красный и синий цвета). Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22:13). Смерть Спасителя, конец Его земной жизни стала началом новой жизни – жизни в Царствии Небесном.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

 

Чёрный цвет

 

В церковном облачении используется и чёрный цвет. Обычно ему приписывают значение смерти. В сознании же русских людей чёрный цвет с древности приобрёл значение смирения и покаяния. Именно поэтому мы видим у монахов облачения чёрного цвета.

Облачения чёрного цвета используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется).

Облачения черного цвета напоминают нам о том, что Великий пост – это время особого покаяния и смирения. 

Черный цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно – монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» – в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах императора Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

 

Цвета храмов, куполов и их значение в Православной Церкви

 

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь – место совершения главной Православной службы – Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе – плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника. В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы – в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Введенские – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, есть Никольские – в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. 

О названиях храмов. Наверняка слышали – Спасский храм. А Спасов у нас три. Вернее, он на самом-то деле один – Христос, но праздников, именуемых народом Спас –  три. Первый – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. «14 августа по новому стилю (или 1 августа по-старому) по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.» А что есть Крест – наш Спас. На Руси этот праздник «совместили» еще и с днем принятия Русью Православия – 1 августа 988 года. В этот же день начинали качать мед. Вот и назвался первый Спас медовым. Второй спас празднуется 19 августа (6 по старому стилю). Это Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спас получил название яблочного – к этому дню начинали снимать урожаи с деревьев. Третий спас празднуется 29 августа (16 августа ст. стиля) – Обретение Нерукотворного Образа (Убруса) Христа. Так как нужно было народу его тоже как-то назвать, то назвали его ореховым – в лесах к концу августа орехи уже поспевали. Храмы в честь праздника Изнесения Честных Древ именуются храмами Всемилостивого Спаса (не очень часто встречающийся храм), храм в честь Преображения Господня именуется Преображенским, а Спасскими именуют храмы, посвященные Спасу Нерукотворного Образа. Но на деле встречается, что Спасскими именуются и храмы Всемилостивого Спаса, и Преображенские. Это допускается и никакой ошибки тут нет. Поэтому если хотите точно знать, в честь какого Спаса ваш Спасский храм – уточните это в самом храме.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение – Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение, однако стоит отметить особо, что строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же нередко цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой – цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях, посвящённых какому-либо преподобному. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен – цвет универсальный, цвет Истины, может быть посвящен святителю. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета, так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов совсем нередко. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый может означать, что храм освящен в честь Преображения или Вознесения Господня. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь – цвет стен может что-то символизировать, но это не правило.

 

О куполах храмов

 

 Традиция куполов пришла к нам из Византийской империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие, зелёные и даже чёрные купола.

Золотой цвет в православной традиции – символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трёх даров, принесённых волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции – цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога; две – два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3); три – Святую Троицу; четыре – Вселенскость (четыре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов – Христос и четыре евангелиста; шесть – число дней сотворения мира; семь глав – семь таинств Церкви; восемь – восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание; девять куполов – по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; десять – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей); тринадцать – Христос и двенадцать апостолов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов, пятнадцать – пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариациях. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру».

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.