Международная академия духовного развития и здоровья

Духовник и чада его

«Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе…
Здесь врач, а не судья. Здесь никто не осуждается,
но каждый принимает отпущение грехов».

                                                                                                             Святитель Иоанн Златоуст

 

Православные христиане в разговорах часто упоминают слово «духовник» или «духовный отец». Давайте попробуем разобраться в смысле и назначении этих слов.

Господь наш Иисус Христос завещал своим последователям: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф. 6:14-15).

И ещё: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18:18).

Своим Апостолам Господь дунул, и сказал им: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20:21-23).

У Апостолов было множество учеников, которые через Евангелие и рукоположения на протяжении всей жизни христианской Церкви через преемственность своего служения передавали эту благодать и завещания современным архиереям и священникам. Таким образом, в христианской Церкви передаётся власть духовного руководства и отцовства. Поэтому в церковной практике духовником или духовным отцом является, как правило, священник или монах, с которым его духовные чада и совершают общий путь к спасению.

Но некоторые, особенно невоцерковлённые христиане, пытаются понять, зачем же человеку нужен посредник между ним и Богом? 

Также как младенцу, изначально рождённому чадом неразумным, требуется отец и мать, а в дальнейшем, по мере его интеллектуального роста, необходим высокоопытный учитель и воспитатель, так и для соприкосновения с неведомым и таинственным духовным миром, обязательно требуется поводырь, проводник, духовный наставник. Православный христианин, встретивший на своём жизненном пути такого человека, словно свечка от духовного огня, пылающего в сердце его наставника, воспламеняется верой и любовью к Богу. И тогда в душе происходит чудо, чудо его духовного рождения, и это абсолютно нормальный и естественный путь, завещанный нашими предками.

Путь этот очень непрост. Перед духовным чадом на этом пути встречается множество преград и соблазнов, тех самых преград, которые можно преодолеть только лишь сообща под водительством опытного духовного отца. И здесь первостепенной основой взаимоотношений духовника и чада его становится таинство исповеди.

Священник, совершая таинство исповеди, стремится, чтобы покаяния чада духовного были максимальными, чтобы Господь через разрешительную молитву простил услышанные покаянные грехи, а на их место пришли новые духовные христианские принципы жизни, изложенные в Священном Писании и Предании святых отцов нашей Церкви, чтобы в его душе наполняемая Духом Святым поселилась благодать Господня. А сделать это непросто, поэтому священник, взявший на себя нелёгкий крест духовного отца, исповедника, должен сам быть высокодуховной личностью, постоянно стремящейся к самосовершенствованию. Он должен уметь зажечь душу другого человека верой, и направить своё духовное чадо верной дорогой, ведущей его к Богу, к Церкви Божьей, к спасению его души и Царствию Небесному.

Как же и где нам грешникам можно найти такого человека?

Если уж человек всей душой искренне ищет спасения, то Господь обязательно направит его к истинному духовному наставнику.

«Кто ищет духовного отца, должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим… Если хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам по себе, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого... подвизайся в добрых делах, в милостынях, в посте, молитве, в непрестанном молении, чтобы Бог помог и содействовал тебе». (преподобный Симеон Новый Богослов).

Я бы посоветовал вам обратиться к Господу Богу с очень искренней и многократной молитвой преподобного Симеона Нового Богослова об обретении духовного наставника: «Господи, не желающий смерти грешника, для обращения и жизни его, сошедший на землю сию, воскреси её лежащую и умерщвлённую грехом. Явись, и удостой видеть свет Твой истинный, видимый всем. Пошли мне человека, ведущего к Тебе, ибо всею силою моею, как Тебе, желаю послужить и подчиниться ему. Сотвори волей Твоей волю мою, благоугодную Тебе, единому Богу, и удостой меня грешного Царствия Твоего».

В православной общине духовные взаимоотношения между священником и прихожанами неприметно выстраиваются на участии в церковных таинствах, особенно в таинстве покаяния, участии в приходской жизни и, порой непродолжительных возможностях получения источника мудрости и добродетели в духовной беседе.

Истинный духовник всегда даёт советы, открывая людям волю Божью, а иногда и порицания, исходящие из глубин его души, невзирая нравится это его чаду или нет, а вот выбор следовать этим советам или нет, всегда остаётся за чадом. Ведь Господь, создавая человека, как любимое своё творение, предоставил ему возможность делать свой выбор, создавая возможность для его духовного совершенствования. 

И так, выбор решения всегда остаётся за чадом, но вместе с этим на его плечи ложится и огромная ответственность за принятые решения, поэтому духовно ищущему человеку на этом пути всегда требуется духовный наставник, с которым всегда можно было бы посоветоваться и получить благословение. 

Зачастую в нашей мирской суете у нас нет возможности взглянуть на себя, на свои действия со стороны абсолютно непредвзятым взглядом. Ведь нам необходимо его авторитетное мнение, его братски любящий нас взгляд со стороны на сложившуюся вокруг нас обстановку, иногда на, казалось бы, не разрешаемые вопросы. С доверием открывая своё сердце духовному отцу, вы открываете сокровенные тайны своей души, получая при этом утешение и наставления, способствующие вашему духовному развитию и укреплению в вере.

В жизни каждого христианина всегда возникает множество сложных и не очень вопросов, с которыми он в надежде ответа и разрешения их обращается к духовнику. При этом он зачастую не хочет брать на себя весь груз ответственности по решению важнейших жизненных задач, перекладывая это на плечи духовника. Это абсолютно неверный подход. Человек сам должен принимать эти решения, а духовник может ему в этом только помочь отеческим наставлением, благословением и постоянной молитвой за него. Но при этом и сам человек должен постоянно трудиться и молиться о разрешении этого вопроса, обращаясь к Господу Богу и своей совести.


 Личность духовника


 Давайте попробуем разобраться, каким же должен быть настоящий духовник? Это должен быть прежде всего человек, достигший своей жизнью христианского совершенства и рождать по слову своему людей в жизнь духовную, открывающий им волю Божью.

В начале вашего духовного пути можно исповедоваться у разных священников, но духовный отец должен быть один. Духовный отец, являясь авторитетом, для своих духовных чад, как правило, находится недалеко и всегда доступен для получения совета и благословения на непростом пути духовного совершенствования. По сути это обычный священник, к которому вы, всё более проникаясь доверием, искренностью и пониманием постоянно ходите на исповедь, открываясь ему всё больше и больше, и который знает ваше духовное состояние, ваши чаяния, ваши взаимоотношения в семье и на работе. 

Его добрые советы и назидания, а иногда и порицания позволяют вам встать на твёрдую дорогу к храму, к Богу, к спасению души. И вы в процессе общения, почувствовав свой духовный рост, благодарны и признательны этому человеку. 

Вот что говорил в одном из своих великолепных докладов митрополит Антоний Сурожский, говоря о старцах и духовниках: «Старец – это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле – это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не «выделывают», старцы силой Святого Духа рождаются; и если говорить о том, что характеризует старца, то я скажу коротко и о том, каково место старчества по отношению к обычному священству.

Мне кажется, что есть в духовничестве три степени. Есть приходской священник, роль которого – совершать таинства Церкви. Он может не быть хорошим проповедником, он может не давать никаких советов на исповеди, он может ничем не проявлять себя в пастырском отношении. Достаточно того, что он совершает Божественную литургию, если только он помнит, что чудо Божественной литургии или других таинств совершается Господом. Но это не значит, что ему дано право или возможность руководить другими людьми. Рукоположение не дает человеку ни ума, ни учености, ни опытности, ни духовного возраста. Оно дает ему страшное право стоять перед престолом Божиим там, где только Христос имеет право стоять. Он в каком-то смысле икона, но он не должен воображать, будто он святыня…

Есть другая степень. Это священник опытнее или старше, который более научен и призван давать наставления другому человеку о том, как идти от земли на небо. И этот священник должен быть предельно осторожен. Он не должен говорить того, чего он опытно не пережил или чего он как-то своим нутром не знает. Мы приходим к духовнику с тем, чтобы встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам там не бывал, он нам ничего не может дать. Об этом должен задумываться каждый духовник, каждый священник, к которому приходят люди на исповедь. Можно ли сказать, что каждый священник имеет в себе способность каждому человеку сказать то, что ему нужно? Нет. Бывает так, что исповедующий священник или просто священник, к которому пришел человек на духовную беседу, слышит его, понимает то, что говорится, но ответа у него нет. В таком случае священник должен быть честен и сказать своему духовному чаду: «Все, что ты мне сказал, я понимаю, но ответа у меня для тебя нет. Я буду молиться о тебе. И ты молись, попроси Бога о том, чтобы Он мне простил то, что по своей неопытности я не могу тебе и Ему послужить в этой встрече, но я тебе не могу сказать ничего».

А есть еще третий уровень. Это старчество, уровень тех людей, которые, говоря образно, почти всю дорогу прошли до дверей Царства Небесного, может быть, не вошли в него, а может, допущены были в него, но были посланы обратно, на землю, к нам, чтобы нас вести в это Царство. Вот это старец. Это человек, который весь путь прошел до глубин своей души, дошел до того места, где запечатлен образ Божий в нем, и который может говорить из этих глубин. Но старцем самого себя не сделаешь, и, если можно так выразиться, старцами не рождаются. Это люди, которых коснется благодать Святого Духа, и которые отзовутся на нее и будут верными, – верными тому, чему учит нас Христос, и верными тому, что говорит Дух Святой в их душах. Старцы – явление редкое…». (Митрополит Антоний Сурожский, «О духовничестве»).

Поэтому в поисках своего духовника было бы совершенно неправильно претендовать на то, чтобы он обязательно был старцем. Да и готов ли каждый из нас, на уровне теперешнего своего духовного развития, может быть не всегда высокого, вот так свободно общаться с очень редко встречающимися святыми людьми в нашей православной церкви? Поэтому каждый священник, являясь духовником в своём приходе, может дать своим духовным чадам только то, что он может и знает сам и то, что вам сегодня насущно необходимо. При этом и сам духовник, постоянно молясь, развиваясь и духовно совершенствуясь увлекает за собой чад своих, а получив благодать Господню, он щедро делится ей с окружающими. 

Ведь даже преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он, общаясь с духовными чадами, говорил «от себя», то иногда случались ошибки. Только благодать Духа Святого всегда позволяет говорить правду. Поэтому он не зря заповедовал, говоря: «Стяжай Дух мирен (Святой), и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». 

Настоящий духовный отец, всегда находясь в молитвенном общении с Духом Святым, просит вразумления его самого и чад его на пути к спасению. Мы же, являясь выходцами из нашего греховного общества, ежедневно в суете, сталкиваясь с мирскими заботами и проблемами, не всегда слышим и понимаем вразумляющий нас глас Божий. Только истинные духовники и старцы обладают такой возможностью слышать его, и не взирая на личности своих чад духовных, зная полноту содержания их душ, могут открыто говорить им о нарушениях заповедей Господних, о нераскаянных грехах их, и о том, к чему это может привести. 

Вам нужно искать такого духовного наставника, который сам, пройдя большой путь, будет помогать вам возрастать духовно, имеет духовный опыт, начитан священных писаний и преданий святых отцов нашей Церкви, может дать ценный и своевременный совет, основанный на этом и его личном опыте. И здесь самое главное, чтобы священник, который возьмется за ваше духовное руководство, имел жалость и чувство духовной любви ко всем приходящим к нему людям, при этом необходимо обратить особое внимание, чтобы слова и действия священника соответствовали бы духу Евангелия.

Причём выбор духовного отца не должен быть спешным, на фоне каких-то эмоций, за короткий промежуток времени, а абсолютно взвешенным и продуманным. И если уж у вас появились некоторые сомнения в духовности окружающих вас приходских священников, у которых вы исповедуетесь, то лучше уж отложить выбор своего духовного наставника, чтобы не нанести себе духовного вреда. Ведь разлад в отношениях духовника и чада его, это всегда духовная рана, иногда долго не заживающая.

В одном из писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Не спешите первого встречного священника назвать духовником… Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих вас вопросах у многих, и только когда поймете, что из многих  один самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему». При выборе духовного наставника особое внимание надо уделить на его глубочайшую веру в Бога и чтобы в своей службе Ему, он твёрдо следовал учению истинной Православной Церкви.

Бывает так, что некоторые своего духовника ищут годами, но чтобы это время не было бесплодным, нужно искренне молить Бога о духовном отце и вести свою внутреннюю духовную работу, изучать наше православие, Евангелие, жития святых, труды величайших святых отцов нашей Церкви. И зная, что православному человеку без исповеди никак нельзя, то смирив свою гордыню, пока не нашли своего духовника, идти исповедоваться и причащаться у любого батюшки. Ну а уж если вам повезёт, и вы обретёте своего духовного наставника, то искренне откройтесь Господу Богу и ему со слезами раскаяния всем своим истосковавшимся сердцем, всею душой во всех грехах своих. Видя это, истинный духовник всегда поможет вам приоткрыть замысел Божий о себе самом, укрепить вашу веру в Бога. 

Но зачастую бывает так, что к духовнику приходят с различными вопросами и жалобами на свою жизнь и неблагополучие, на непонимание окружающих, на невозможность в одиночку справиться со своими грехами и страстями, не противостоя им в силу своей лени и безволия. При этом, как правило, обвиняются все, кроме себя самого, что приводит к не полной осознанности своих грехов, а соответственно и к невозможности раскаяться в них и измениться.

Покаяние должно быть предельно открытым перед Богом, а священник, всего лишь только свидетель. И тогда опытный духовник неспешно вместе с чадом, должен разобрать с любовью и пониманием все недоразумения в жизни его, где-то поправить его, где-то укорить, а может быть и похвалить его за какие-то положительные изменения и достижения. 

Преподобный Никон Оптинский говорил о духовничестве так: «Духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слушали его наставления, даже и жительствовали с ним, и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали... Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными».

Духовник должен взращивать чадо своё с обильной братской христианской любовью и уважением к нему, чтобы в его жизни появилась истинная вера и Христос, чтобы человек спасая свою душу, молитвенно призывая на помощь Духа Святого, полностью искоренил в себе грехи свои, и преображённый им, шёл в вечность, в Царствие Небесное.


 О чадах духовных


 По мере усиливающегося желания стать лучше, встать на путь духовного самосовершенствования, появляется и необходимость в постоянном духовном наставнике. Поэтому обретя духовного наставника, православный христианин старается советоваться с ним по всем важным вопросам в его жизни в общине, в семье, на работе. Он, как правило, получает советы о морально-нравственных нормах и требованиях Церкви, о том, как часто и правильно молиться, исповедоваться и причащаться, получает благословения на посты и на совершение благих деяний своих.

При этом нужно помнить, что послушания коренным образом отличаются у монахов в монастыре и у мирян.

Монахи, после пострига, давая монашеский обет беспрекословного послушания, добровольно уходят от мира, передавая полностью себя и свою свободную волю в руки духовника или старца. У мирян же это не всегда может получиться. Отношения в православной общине между священником и прихожанами складываются более простыми, т.к. мирянин при несении своего послушания духовнику не лишается свободы выбора, обретая возможность получения наставлений и благословения.

Если в вашей жизни появился приходской священник, к которому вы начали относиться с большим доверием и уважением, у которого вы всё время исповедуетесь, то после обращения к нему стать вашим духовником, вы можете получить от него благословение. 

Но некоторые христиане не торопятся с обретением духовника, исповедуясь в разных храмах у разных священников. Ведь таинство исповеди может быть совершено у любого священника, и оно будет благодатным. Он также, как и другие возложит на вас епитрахиль и прочитает разрешительную молитву, и грехи ваши, по возможности, будут прощены Господом. Но кому нужна эта холодная, а может быть не полная исповедь, проведённая и вами и священником чисто механически, без всяких эмоций? Нет в ней не искреннего раскаяния, ни просьб, ни доброго совета, а ещё хуже, когда время исповеди ограничено той очередью к священнику, которая стоит и напирает прямо рядом за вашей спиной. Такую профанацию можно часто видеть в городских храмах, особенно в дни православных праздников. Здесь и исповедь идёт чисто механически, и руки священника благословляют быстро тоже механически. На такую исповедь уходит иногда несколько секунд.

В сельских приходах и удалённых монастырях исповедь проходит по-другому, правильно. Перед исповедью непременно должен быть не менее чем трёхдневный пост, молитвы, а в день до исповеди пища и питьё не принимаются совсем. На исповедь к священнику прихожане выстраиваются в очередь удалённо от места исповеди, чтобы никто не слышал слова исповедывающегося. Первый прихожанин делает вперёд несколько шагов, поворачивается к прихожанам лицом, просит у них прощения, кланяется им и направляется к священнику. Приложившись к распятию и Святому Евангелию, он склоняет голову к аналою. Исповедь идёт неспешно, совместно со священником разбирается каждый грех, при этом происходит искреннее раскаяние, а иногда и слёзы. Ведь исповедь, это не только раскаяние в грехах и отпущение их, но это и наставления, и искренние обещания Господу не творить этих грехов впредь.

И вот в такой обстановке, я думаю, вам будет далеко не безразлично, какому священнику вы открываетесь на исповеди. Было бы очень хорошо, если это будет ваш духовник, хорошо и давно знающий вас лично, знающий всю вашу жизнь и проблемы, сочувствующий, по-братски любящий и со слезами молящийся за вас человек. Такая регулярная исповедь очень важна для нас. Ведь при таинстве покаяния мы не только искренне раскаиваемся в грехах своих, но и получаем советы и наставления вашего духовника, которые с верой претворяем в жизнь. Ваша простота и открытость перед Богом и духовником, как проводником благодати Господней во время исповеди только усиливает её воздействие, и между вами всегда по молитвам вашим незримо стоит Господь. 

Но это может быть и впервые увиденный вами равнодушный к вашим душевным страданиям и боли, чужой для вас священник, абсолютно механически проводящий таинство исповеди. И здесь, как я уже сказал, выбор за вами. Только вряд ли вы искренне и полно откроетесь священнику, к которому не лежит ваша душа. А это значит, что и исповедь будет не полной и все грехи не разрешатся. Кому это нужно? Ведь мы уже стали другими, мы не книжники и фарисеи, участвующие в церковных таинствах вычурно и демонстративно на показ. 

Поэтому каждый из нас с открытым сердцем следуя по пути своего духовного восхождения, идя уверенной дорогой навстречу к Свету, преодолеет этот путь гораздо увереннее и быстрее, если рядом будет надёжный попутчик и духовный наставник, направляющий и помогающий преодолеть множество тернистых преград на пути к Богу.


С молитвой о Господе, смиренный Архиепископ †Иоанн

Газета «Поместный собор», № 2 (68), апрель - май 2014г.